В помощь молодому классному руководителю



Материалы для классного руководителя


Вам поручили классное руководство. Хорошо это или плохо? Это ответственно. Классный руководитель – школьная мама (школьный папа), причем многодетная (-ый). Каждому ребенку надо уделить внимание, уметь выслушать, понять, помочь при необходимости. Очень важен стиль отношений с воспитанниками, определяемый, прежде всего личностью самого классного руководителя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками. Хороший контакт с родителями учащихся и активное привлечение их к участию в воспитательном процессе будет способствовать развитию классного коллектива (его сплоченности, желанию вместе общаться в свободное время и т.д.), повышению учебной мотивации, росту уровня воспитанности учащихся. Быть хорошим классным руководителем – это призвание. Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как учителю-наставнику рассказать о том, какие обязанности имеет классный руководитель.

Функциональные обязанности классного руководителя

В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:
  • изучение личности учащихся;
  • анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей и др.);
  • координация образовательной (обучающей и воспитывающей) деятельности педагогов, работающих с учащимися класса;
  • организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, коллективных творческих дел, «огоньков», конкурсов, экскурсий и т.д.;
  • социальная защита учащихся (совместно с социальным педагогом);
  • активная работа с родителями учащихся;
  • педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;
  • организация ведения классного журнала и дневников учащихся.


  • Осуществляя свои функции, классный руководитель

    в начале учебного года:
  • составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);
  • организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого – второго учебных дней);
  • изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
  • уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
  • собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение октября);
  • проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
  • организовывает коллективное планирование жизнедеятельности класса на полугодие (для III – VII классов) или на год (для VIII – XI классов) (в течение сентября);
  • составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября);


  • ежедневно:
  • отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
  • осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
  • осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
  • осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
  • осуществляет контроль за дежурством по классу;


  • еженедельно:
  • проверяет дневники учащихся;
  • осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
  • проводит классный час и (или) полчаса информации и общения;
  • существляет контроль за санитарным состоянием закрепленных за классом участков школы;


  • ежемесячно:
  • организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
  • помогает органам ученического самоуправления организовывать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
  • проводит занятия по правилам дорожного движения и плановой инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
  • дежурит на общешкольных вечерах и других мероприятиях (согласно графику дежурства);
  • контролирует участие в кружках, секциях, клубах, других объединениях учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;


  • в течение четверти:
  • организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
  • помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного руководителя (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
  • организовывает дежурство класса по школе (согласно графику дежурств);
  • оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
  • организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
  • уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного образования;
  • проводит педагогические консилиумы;
  • проводит родительские собрания;
  • организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
  • посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя;


  • в конце четверти:
  • организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
  • сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
  • организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;


  • во время каникул:
    организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами);

    в конце учебного года:
  • организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
  • проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета об учебно-воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;
  • организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
  • сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
  • организовывает генеральную уборку кабинета и закрепленных за классом участков территории;
  • получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.


  • Классный руководитель выпускного класса:

  • организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса;
  • собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т.д. (к началу очередного учебного года);
  • собирает информацию для заполнения аттестатов о полном среднем образовании или свидетельство о неполном среднем образовании;
  • собирает сведения о сдаче экзаменов по выбору учащихся;
  • контролирует приход учащихся на экзамены.


  • назад


    Hosted by uCoz